ВойткоВ июне в Госдуме прошло заседание рабочей группы по безопасности дорожного движения. Тема заседания: дороги. И те, по которым мы ездим, и те, которые нас убивают… Влияние технического состояния дорог на аварийность никто не отрицает. Вот только имеется разброс данных только по величине этого влияния.
 
  Проблема аварийности и огромного количества жертв на наших дорогах многофакторная, комплексная. Определяет её и уровень подготовки водителей, и степень ответственности за нарушение правил дорожного движения, неотвратимость наказания, самодисциплина водителей, «человеческий фактор» (в данном случае я бы обозначил его элементарно – как количество мозгов в голове личности, садящейся за руль). На все эти темы есть многотомные исследования, диссертации, научные работы…
 
  Но если театр начинается с вешалки, то вся автотранспортная инфраструктура – с автодорог. По большому счёту, состояние автодорог – такая же болевая точка, как рост цен на топливо. Цена бензина и солярки возмущает тем, что бьёт по карману, снижает доходность бизнеса автоперевозок. Ямы, колейность, гололёд убивают в прямом смысле. Тысячи людей.
 
  У автотранспортников претензии к качеству автодорог несколько шире, чем у автолюбителей, разбивающих на «ушатанном» асфальте подвеску машин. Некачественные дороги, устаревшие технологии ремонта и строительства, отсутствие действенного контроля за работой дорожников породили так называемые «весенние ограничения», когда под громким лозунгом «сохранности дорог» автоперевозчики вынуждены оплачивать штрафы, пропуска, взятки, ограничивать или вообще прекращать работу…
  Однако ситуация с состоянием автодорог в динамике, то есть вчера, сегодня и завтра даёт основания для осторожного оптимизма. Дороги в России – это не «мировые цены на нефть». Здесь не получится кивать на «биржевых спекулянтов», «монополизм нефтяников» и прочие прелести. Здесь чуть проще – вот бюджетные деньги – вот федеральная дорога. Которая, кстати, строится/реконструируется уже под нагрузку 11 тонн на ось… И за состояние которой можно и нужно жёстко спрашивать с эксплуатирующей организации, с владельца этой дороги…
 
  Отдельный вопрос – финансирование дорожной отрасли. Государство уже выделяет (и будет выделять ещё больше!) деньги в дорожный комплекс. На этом фоне странновато воспринимаются регулярные призывы чиновников вводить какие-то дополнительные сборы, поборы, налоги на пользователей автодорог, привлекать к финансированию не только и не сколько крупный бизнес, финансовые корпорации, банки, сколько пытаться заставить раскошеливаться самих автомобилистов. Дорога, даже платная – не тот объект, который гарантирует мгновенную гарантированную прибыль. Поэтому очереди из инвесторов, несмотря на всевозможные призывы к «частно-государственному партнёрству», как-то не наблюдается. Но и автотранспортники не готовы проплачивать коррупцию, откаты и бесконтрольность в автодорожной отрасли… Ради какого-то светлого будущего... Сначала наведите порядок, дайте стране и обществу современные комфортные безопасные дороги, покажите и докажите дееспособность государства в части контроля за расходованием средств и качеством работ – а уж после этого с огромным удовольствием можно обсуждать участие автотранспорта в этом нужном деле...
 
авария дальнобойщик
 
 
Смертельная статистика  некачественных автодорог
 
 За четыре месяца этого года количество погибших в ДТП, произошедших из-за плохих дорог, значительно увеличилось. И это – на фоне снижения показателей аварийности по всем остальным статьям.
 
 Из-за плохих дорог в прошлом году у нас произошло почти 44 тысячи аварий, в которых погибло около 7 тысяч человек и ранено более 54Авариятысяч. В то же время улучшения дорожных условий предстоит ждать ещё без малого десять лет. Только к 2017 году, и то «при условии должного финансирования», дороги приведут в порядок. Правда, к 2015 году их обещают привести в соответствие с минимальными требованиями безопасности.
 Такие данные прозвучали на заседании рабочей группы по безопасности дорожного движения в Госдуме. Депутат Александр Коваль сообщил, что за первые четыре месяца нынешнего года общее количество дорожных аварий сократилось на 8%, погибших и раненых - на 9%. Это отнесено за счёт ужесточения ответственности за правонарушения. Но беспокойство вызывает другой факт: за эти же четыре месяца увеличилось количество погибших в ДТП, произошедших из-за плохого состояния дорог.
 Есть, правда, регионы, где ситуация улучшается, но это скорее исключения.
– В Северо-Западном и в Приволжском федеральных округах мы наблюдаем рост жертв ДТП по отношению к 2007 году, – сказал парламентарий. – Больше всего погибших и раненых в ДТП из-за плохих дорог в Мурманской и Новгородской областях, Карачаево-Черкесии, Дагестане и Калмыкии. В этих регионах рост сильно перевалил за 100%.
 Призванный к ответу представитель Федерального дорожного агентства, заместитель руководителя этого ведомства Сергей Полищук оспорил эти данные. По статистике Росавтодора, а он отвечает только за федеральные дороги, ситуация даже улучшилась. Смертность в результате именно дорожных проблем снизилась на 5%.
 Но, с другой стороны, он попросил учесть, что протяжённость федеральных дорог составляет 48,8 тысячи километров, это менее 5% от общей протяжённости дорожной сети страны. При этом на федеральные автодороги приходится более 40% всех пассажирских и грузовых перевозок.
В то же время финансирование, считает чиновник, пока оставляет желать лучшего. В прошлом году было выделено 43 миллиарда рублей, а требуется 130. Но благодаря Федеральной целевой программе уже к 2010 году бюджет будет выделять необходимые средства в полном объёме. Однако с учётом накопившихся недоремонтов даже при полном финансировании в ближайшие год-два привести дороги в нормальное состояние не получится.
дороги аварии–На сегодняшний день только 38% федеральных дорог соответствует транспортно-эксплуатационным требованиям. Только 45% федеральных дорог соответствуют нормам по качеству покрытия, 45% – по прочности дороги, 75% – по сцепным качествам. И лишь 28%  соответствуют требованиям пропускной способности, – заявил замначальника Росавтодора.
 По словам председателя центрального комитета межрегионального профсоюза «Дальнобойщик» Валерия Войтко, цифры у всех разные. У ГИБДД – одно количество жертв по причине дорожных условий, у Росавтодора – другое, у страховщиков – третье. А если спросить водителей, сколько происходит аварий из-за «убитых» дорог, то ответ будет – «половина». И в подтверждение своих слов он представил выразительные фотографии. Вот дорога, на которой справа от разделительной полосы – огромная яма. Единственный способ её объехать, это выехать на встречную полосу. А в сотне метров стоит машина ДПС. Ещё один снимок: дорога с глубокой колеёй, по сторонам сугробы. А на обочине лежат две перевернутых фуры.
 
 
 – Там, за холмом, чуть дальше – ещё две фуры, – говорит Войтко. – Лёд и колейность. Но как, вы думаете, будут квалифицированы эти аварии? Вероятнее всего, «не справился с управлением, не учёл дорожных условий». На 500 метрах дороги 4 аварии! Так водители виноваты или всё-таки те, кто не следит за состоянием дорог, не обеспечивает их безопасность? Есть ГОСТы, есть СНиПы, но они практически нигде и никем не соблюдаются. Если страховщики начнут предъявлять регрессные требования к тем чиновникам, кто отвечает за эти дороги, если водители сами начнут подавать иски к эксплуатирующим организациям, то, возможно, ситуация сдвинется с мертвой точки... Плюс – более радикальное средство –  повышение административной ответственности для организаций, которые содержат эти дороги. Персонально...
Эту идею поддержали все, в том числе и представители Департамента обеспечения безопасности дорожного движения.
 
 На заседании было одобрено решение о проведении Всероссийской добровольной акции «Нет дорогам-убийцам!» Каждый водитель или пешеход сможет направить на электронный или почтовый адрес свою жалобу по поводу состояния дороги. Для этого потребуется зафиксировать по километровым столбам протяженность этого участка, уточнить правильное наименование дороги и указать район, область, где этот участок находится. Итоги обращений по поводу неудовлетворительного содержания и эксплуатации автомобильных дорог будут подводиться ежеквартально. Таким образом будут определяться руководители местного исполнительного органа власти, отвечающего за состояние дорожного покрытия и, соответственно, аналогичного руководителя федерального уровня, в ведомствах которых выявлено наибольшее количество фактов неудовлетворительного состояния дорог.
 

 

 

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz